Болят глаза после 3d

Болят глаза после 3d thumbnail

Фильмов в формате 3D становится всё больше: технологию активно используют не только зарубежные, но и российские кинопроизводители. Однако у многих зрителей такие картины вызывают дискомфорт и усталость глаз. The Village спросил у врачей и представителей киноиндустрии, с чем это связано. 

 

Дмитрий Давыдов

хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор 

Мы воспринимаем изображение не глазом: зрительный орган воспринимает только импульсы. В два глаза поступает два варианта изображения, и только потом, уже в мозге, происходит их слияние и формирование образа. Бинокулярное зрение — это процесс нейрофизиологии, то есть восприятия. Нарушение этого восприятия выражается в усталости и слезотечении. Слёзы выполняют защитную функцию. Они смачивают высыхающую роговицу, ведь человек редко моргает, когда смотрит очень интересный фильм.

Просмотр 3D-фильма — это зрительная нагрузка. У человека могут заболеть глаза даже от длительного чтения книги. Кроме того, дополнительное напряжение затылочных долей мозга провоцирует и использование специальных 3D-очков. На одних людей такое напряжение воздействует больше, на других — меньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Нельзя говорить, что 3D-фильмы более вредны, чем обычные. Такой вывод можно будет делать только после масштабного научного исследования. Мне кажется, у человека начнёт болеть голова и устанут глаза, даже если он будет долго смотреть 2D-картину. Кроме того, кратковременное нарушение зрения после просмотра 3D-фильма вскоре проходит самостоятельно.

 

Алёна Родионова

офтальмолог, директор по медицине ЗАО «Клиника доктора Куренкова»

Неприятные ощущения от просмотра 3D связаны не с форматом фильма, а с тем, что у человека уже есть проблемы со зрением. Такие картины могут только вскрыть имеющиеся болезни, но не вызвать новые. Причина может быть в плохом зрении или в психологической непереносимости. Бывает, что людей раздражает и нервирует 3D-изображение, — так могут проявляться проблемы психики. Для зрения просмотр такого кино не вреден.

Олег Степченко

режиссёр

Не нужно ругать 3D-фильмы, нужно просто делать их качественно. Такое кино создают с помощью двух камер. Первая снимает прямо, вторая — через зеркало. Механизм, изобретённый стереографом Флорианом Майером, двигает это зеркало. Например, когда при съёмке мы подходим ближе, зеркало специально выгибается, чтобы сохранять ощущение комфорта. Такая технология помогает достичь эффекта, сходного с человеческим восприятием изображения. Во время съёмок фильма «Вий» мы сидели в очках по 12 часов, и у нас не болели глаза.

Это лучшее стерео, которое существует, но я работал и с другими технологиями. В одной из них нужно менять линзы на каждом новом расстоянии. Меняется линза, техника перенастраивается на новое расстояние, и получается комфортное изображение. Если этого не делать, начнут болеть глаза. Чаще всего об этом никто не парится: линзы не меняют, и у зрителей в кинотеатре начинается ломка глаз.

Есть и третий вариант — создание 3D-фильма из 2D-фрагментов. Их отдают компоузерам, которые составляют из частей 3D-картинку. Получается не очень хорошо: 2D искусственно превращают в 3D. Фильмы в этих форматах снимают по разным композиционным методам, в них работают разные законы фокусов. Cмотреть противно.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Оля Волк

Источник

Итак, ура товарищи. Свершилось то, чего все так долго ждали-теперь можно быть непосредственным участником действа киноленты, можно попасть в самую гущу, в самую атмосферу фильма-теперь все больше и больше лент снимаются в формате 3d. Людям нравится, инженерам есть работа, компаниям капает $. Вроде все довольны. Но мало кто задумывается засчет чего достигается 3d эффект и что он реально может вредить здоровью.

Под катом-простое русское объяснение чем же безобидная объемная картинка может навредить простому обывателю.

С недавнего времени в кинооиндустрии наметился бум на 3d. Все ходят в кино только на объем, смотреть плоские фильмы вроде как уже не круто. Компании, выпускающие мониторы, телевизоры и видеокарты налаживают массовый выпуск хоум-оборудования для просмотра объема. Но никто не задумывается о возомжнов вреде. Я понимаю, что в нашем мире довольно сложно говорить о чем-то безвредном, в мегаполисах даже воздухом дышать вредно, не говоря уже о всяких девайсах, вроде мобильника. Я пишу эту статью потому что, во-первых, считаю что вред надо минимизировать, а во-вторых, потому что мало кто задумывается об этом. О вреде мобильника или компьютера каждый задумывался хоть раз, а вот о 3d…
Итак, давайте перенесемся в замечательный кинотеатр где в формате 3d показывают «

Аватар»

какой-нибудь очередной шедевр.

Покупаем билеты, на входе в зал у нас их проверяют и выдают

ОЧКИ

. Мы радостно их берем и занимаем места в зале согласно купленным билетам, одеваем очки. И вот начинается долгожданное кино. Выглядит это примерно так

А теперь давайте посмотрим, что происходит с нашими глазами во время просмотра объемной картинки через такие вот очки. Небольшая лекция о устройстве наших глаз. Прошу прощения если она будет немного нудной.
Хрусталик в нашем глазу составляет довольно важную часть светопреломляющего аппарата, является своего рода линзой. В глазу так же есть цилиарная мышца.
подробнее:

1 – роговица
2 – хрусталик
3 – сетчатка
4 – цилиарная мышца
5 – цинновые связки

Цилиарная мышца служит для растягивания и сжатия хрусталика, таким образом вместе с хрусталиком она играет роль автофокуса. Когда мы смотрим на объект она растягивается-сжимается(играет настройками) и в итоге настраивается на лучший фокус. Этот процесс называется аккомодацией. Кроме нее в нашем глазу есть дальномер, он работает за счет того, что у нас 2 глаза, и более-менее трезво оценивает расстояние до объектов. Так же мозг без участия сознания может оценивать информацию о расстоянии до объекта из побочных источников.

Теперь самое интересное, как же все это добро работает с 3д.
Принцип работы объемного кино заключается в том что бы техническими средствами обмануть дальномер-подать на разные глаза разные картинки.Так, дальномер обманут. А вот что же делать с аккомодацией? Она должна оставить экран плоским! Но тут начинается еще более интересный процесс-перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Дальномер говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление).
В итоге при длительном просмотре 3д очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Не знаю к чему это ведет, но надеюсь что в ближайшее время врачи научаться лечить эту штуку.

Кстати, все что описано выше происходит лишь при просмотре 3d вблизи. Если расстояние до экрана 10-20 метров. В таком случае хрусталик имеет правильное положение и нет никаких проблем с аккомодацией.

ПОЭТОМУ СМОТРЕТЬ СТЕРЕОКИНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ С ПОСЛЕДНИХ РЯДОВ КИНОТЕАТРА! НА ПЕРВЫЕ РЯДЫ НЕ САДИТЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Спасибо за внимание.

Источник

Почти половина людей получает представление об объемных свойствах картинки не за счет разницы изображений для левого и правого глаза (параллакс), а с помощью других зрительных данных. Этот феномен, названный стереослепотой, ученые считают одной из причин неприятных ощущений при просмотре 3D-кино. Впрочем, со временем глаза и мозг кинозрителей адаптируются к восприятию стереоизображения.

Теория и практика 3D-кино основаны на том, что человек способен ощущать объем, прежде всего благодаря так называемому бинокулярному зрению. Этот психофизиологический механизм основан на параллаксе — небольшом различии картинок, наблюдаемых левым и правым глазом, которое интерпретируется мозгом человека как представление об объемных свойствах предмета.

Но почему часть зрителей после просмотра 3D-фильмов жалуется на головную боль и резь в глазах? Ученые решили понять природу этих явлений. В Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН провели исследования того, как глаза воспринимают динамическую стереокартинку.

Выяснилось, что только половина зрителей видят объем с помощью бинокулярного зрения. Мозг же других строит объемную интерпретацию картинки, опираясь на разные признаки пространственного расположения предметов: заслонение дальних объектов ближними, геометрию теней, различия в расстояниях наземных объектов от линии горизонта, перспективную трансформацию объектов. Всего ученые выявили примерно полтора десятка подобных критериев.

У таких зрителей в условиях просмотра динамичных кадров стереофильмов возникает так называемая стереослепота — отказ мозга воспринимать объем, несмотря на наличие бинокулярных параллаксов. Причем подобная киношная стереослепота может присутствовать даже у людей, способных ощущать стереоэффект при просмотре неподвижных картинок в стереоскопе.

— Полученные нами результаты серьезно меняют представления ученых о причинах зрительного дискомфорта при просмотре стереокино, — считает руководитель работ, главный научный сотрудник лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Галина Рожкова.

3d

Впрочем, дискомфорт возникает не только у тех, кто страдает стереослепотой. Как рассказал «Известиям» завлабораторией стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), легендарный создатель отечественных стереотехнологий Сергей Рожков, в 3D-кино много таких сцен, где возникает противоречие аккомодации (наведения глаз на резкость) с конвергенцией (сведением двух оптических осей для осмотра приближающегося предмета). Мозг испытывает повышенное напряжение от необходимости сохранять экран в фокусе и одновременно осматривать предмет, находящийся как будто перед носом. В результате зритель после просмотра фильма ощущает отчетливое недомогание.

Еще одна существенная причина 3D-дискомфорта — грубые технические ошибки производителей фильма. Как ни удивительно, они часто встречаются в прокатных версиях даже самых известных лент. Их изучают в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики МГУ. Там утверждают, что один из самых распространенных огрехов при производстве стереофильма — перепутывание ракурсов: правому глазу показывают картинку, предназначенную левому, и наоборот. Образуется обратный параллакс: сцена как бы вывернута наизнанку. В природе подобных изображений не бывает, и потому их «дешифровка» становится испытанием для человеческого мозга.

— Хотя бы пара планов с перепутанными ракурсами попадается практически в каждом фильме, — утверждает старший научный сотрудник лаборатории Дмитрий Ватолин. — Даже в «Аватаре» мы обнаружили одну ошибку подобного рода в сцене длительностью около трех секунд.

По мнению Дмитрия Ватолина, главная причина таких ошибок — не беспечность, а профессиональная деформация восприятия кинематографистов, работающих с 3D. Они во время работы настолько привыкают к динамической стереокартинке, что некоторые проблемы, хорошо ощущаемые неискушенным зрителем, перестают вызывать беспокойство у профессионалов.

К счастью, стойкие привычки и навыки просмотра трехмерных динамических сцен, считает Галина Рожкова, — дело наживное, — и в самом ближайшем времени их в полной мере обретут не только профессионалы, но и большинство самых обычных зрителей. Более того, по ее мнению, стереофильмы должны создавать гораздо меньшую психофизиологическую нагрузку на зрителя, чем обычные двумерные. Просто к 2D-формату мы привыкали с детства, а к 3D еще только адаптируемся.

Источник

Фильмов в формате 3D становится всё больше: технологию активно используют не только зарубежные, но и российские кинопроизводители. Однако у многих зрителей такие картины вызывают дискомфорт и усталость глаз. The Village спросил у врачей и представителей киноиндустрии, с чем это связано.

Мы воспринимаем изображение не глазом: зрительный орган воспринимает только импульсы. В два глаза поступает два варианта изображения, и только потом, уже в мозге, происходит их слияние и формирование образа. Бинокулярное зрение — это процесс нейрофизиологии, то есть восприятия. Нарушение этого восприятия выражается в усталости и слезотечении. Слёзы выполняют защитную функцию. Они смачивают высыхающую роговицу, ведь человек редко моргает, когда смотрит очень интересный фильм.

ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ, хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор:

Просмотр 3D-фильма — это зрительная нагрузка. У человека могут заболеть глаза даже от длительного чтения книги. Кроме того, дополнительное напряжение затылочных долей мозга провоцирует и использование специальных 3D-очков. На одних людей такое напряжение воздействует больше, на других — меньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Нельзя говорить, что 3D-фильмы более вредны, чем обычные. Такой вывод можно будет делать только после масштабного научного исследования. Мне кажется, у человека начнёт болеть голова и устанут глаза, даже если он будет долго смотреть 2D-картину. Кроме того, кратковременное нарушение зрения после просмотра 3D-фильма вскоре проходит самостоятельно.

АЛЁНА РОДИОНОВА, офтальмолог, директор по медицине ЗАО «Клиника доктора Куренкова»:

Неприятные ощущения от просмотра 3D связаны не с форматом фильма, а с тем, что у человека уже есть проблемы со зрением. Такие картины могут только вскрыть имеющиеся болезни, но не вызвать новые. Причина может быть в плохом зрении или в психологической непереносимости. Бывает, что людей раздражает и нервирует 3D-изображение, — так могут проявляться проблемы психики. Для зрения просмотр такого кино не вреден.

ОЛЕГ СТЕПЧЕНКО, режиссёр:

Не нужно ругать 3D-фильмы, нужно просто делать их качественно. Такое кино создают с помощью двух камер. Первая снимает прямо, вторая — через зеркало. Механизм, изобретённый стереографом Флорианом Майером, двигает это зеркало. Например, когда при съёмке мы подходим ближе, зеркало специально выгибается, чтобы сохранять ощущение комфорта. Такая технология помогает достичь эффекта, сходного с человеческим восприятием изображения. Во время съёмок фильма «Вий» мы сидели в очках по 12 часов, и у нас не болели глаза.

Это лучшее стерео, которое существует, но я работал и с другими технологиями. В одной из них нужно менять линзы на каждом новом расстоянии. Меняется линза, техника перенастраивается на новое расстояние, и получается комфортное изображение. Если этого не делать, начнут болеть глаза. Чаще всего об этом никто не парится: линзы не меняют, и у зрителей в кинотеатре начинается ломка глаз.

Есть и третий вариант — создание 3D-фильма из 2D-фрагментов. Их отдают компоузерам, которые составляют из частей 3D-картинку. Получается не очень хорошо: 2D искусственно превращают в 3D. Фильмы в этих форматах снимают по разным композиционным методам, в них работают разные законы фокусов. Cмотреть противно.

Источник

Lissa777
[19.1K]

5 лет назад

тэги:

болят глаза,

кинотеарт,

очки

категория:

здоровье и медицина

ответить

комментировать

в избранное

2 ответа:

старые выше

новые выше

по рейтингу

1

Жан Вальж­ан
[415]

5 лет назад

От любых очков болят глаза, или голова , потому что это вмешательство в естественный процесс.

особенно когда картинки в два глаза подаются разные.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Меняз­овутВ­ад
[0]

5 лет назад

Учитывая, что очки были разработаны для трех глаз (3D), по причине отсутствия третьего двое устают быстрее.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

0
нужна помощь?

Смотрите также:

Почему болят глаза после использования очков (см.)?

Почему после некоторых солнечных очков болят глаза?

Есть ли очки от близорукости и для работы за компьютером одновременно?

Почему от телевизора болят глаза и быстро устают, а от компьютера — нет?

Может ли болеть глаз от зуба?

Почему от глазных капель болят глаза?

Как быть, если от компа болят глаза, а тёмные очки нельзя по дресс- коду?

Если долго чихать, будут ли болеть глаза?

Почему после умыания водопроводной водой болят глаза?

У вас болят глаза, когда они без макияжа?

Источник