3d болят глаза
Фильмов в формате 3D становится всё больше: технологию активно используют не только зарубежные, но и российские кинопроизводители. Однако у многих зрителей такие картины вызывают дискомфорт и усталость глаз. The Village спросил у врачей и представителей киноиндустрии, с чем это связано.
Дмитрий Давыдов
хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор
Мы воспринимаем изображение не глазом: зрительный орган воспринимает только импульсы. В два глаза поступает два варианта изображения, и только потом, уже в мозге, происходит их слияние и формирование образа. Бинокулярное зрение — это процесс нейрофизиологии, то есть восприятия. Нарушение этого восприятия выражается в усталости и слезотечении. Слёзы выполняют защитную функцию. Они смачивают высыхающую роговицу, ведь человек редко моргает, когда смотрит очень интересный фильм.
Просмотр 3D-фильма — это зрительная нагрузка. У человека могут заболеть глаза даже от длительного чтения книги. Кроме того, дополнительное напряжение затылочных долей мозга провоцирует и использование специальных 3D-очков. На одних людей такое напряжение воздействует больше, на других — меньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Нельзя говорить, что 3D-фильмы более вредны, чем обычные. Такой вывод можно будет делать только после масштабного научного исследования. Мне кажется, у человека начнёт болеть голова и устанут глаза, даже если он будет долго смотреть 2D-картину. Кроме того, кратковременное нарушение зрения после просмотра 3D-фильма вскоре проходит самостоятельно.
Алёна Родионова
офтальмолог, директор по медицине ЗАО «Клиника доктора Куренкова»
Неприятные ощущения от просмотра 3D связаны не с форматом фильма, а с тем, что у человека уже есть проблемы со зрением. Такие картины могут только вскрыть имеющиеся болезни, но не вызвать новые. Причина может быть в плохом зрении или в психологической непереносимости. Бывает, что людей раздражает и нервирует 3D-изображение, — так могут проявляться проблемы психики. Для зрения просмотр такого кино не вреден.
Олег Степченко
режиссёр
Не нужно ругать 3D-фильмы, нужно просто делать их качественно. Такое кино создают с помощью двух камер. Первая снимает прямо, вторая — через зеркало. Механизм, изобретённый стереографом Флорианом Майером, двигает это зеркало. Например, когда при съёмке мы подходим ближе, зеркало специально выгибается, чтобы сохранять ощущение комфорта. Такая технология помогает достичь эффекта, сходного с человеческим восприятием изображения. Во время съёмок фильма «Вий» мы сидели в очках по 12 часов, и у нас не болели глаза.
Это лучшее стерео, которое существует, но я работал и с другими технологиями. В одной из них нужно менять линзы на каждом новом расстоянии. Меняется линза, техника перенастраивается на новое расстояние, и получается комфортное изображение. Если этого не делать, начнут болеть глаза. Чаще всего об этом никто не парится: линзы не меняют, и у зрителей в кинотеатре начинается ломка глаз.
Есть и третий вариант — создание 3D-фильма из 2D-фрагментов. Их отдают компоузерам, которые составляют из частей 3D-картинку. Получается не очень хорошо: 2D искусственно превращают в 3D. Фильмы в этих форматах снимают по разным композиционным методам, в них работают разные законы фокусов. Cмотреть противно.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Оля Волк
Источник
Почти половина людей получает представление об объемных свойствах картинки не за счет разницы изображений для левого и правого глаза (параллакс), а с помощью других зрительных данных. Этот феномен, названный стереослепотой, ученые считают одной из причин неприятных ощущений при просмотре 3D-кино. Впрочем, со временем глаза и мозг кинозрителей адаптируются к восприятию стереоизображения.
Теория и практика 3D-кино основаны на том, что человек способен ощущать объем, прежде всего благодаря так называемому бинокулярному зрению. Этот психофизиологический механизм основан на параллаксе — небольшом различии картинок, наблюдаемых левым и правым глазом, которое интерпретируется мозгом человека как представление об объемных свойствах предмета.
Но почему часть зрителей после просмотра 3D-фильмов жалуется на головную боль и резь в глазах? Ученые решили понять природу этих явлений. В Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН провели исследования того, как глаза воспринимают динамическую стереокартинку.
Выяснилось, что только половина зрителей видят объем с помощью бинокулярного зрения. Мозг же других строит объемную интерпретацию картинки, опираясь на разные признаки пространственного расположения предметов: заслонение дальних объектов ближними, геометрию теней, различия в расстояниях наземных объектов от линии горизонта, перспективную трансформацию объектов. Всего ученые выявили примерно полтора десятка подобных критериев.
У таких зрителей в условиях просмотра динамичных кадров стереофильмов возникает так называемая стереослепота — отказ мозга воспринимать объем, несмотря на наличие бинокулярных параллаксов. Причем подобная киношная стереослепота может присутствовать даже у людей, способных ощущать стереоэффект при просмотре неподвижных картинок в стереоскопе.
— Полученные нами результаты серьезно меняют представления ученых о причинах зрительного дискомфорта при просмотре стереокино, — считает руководитель работ, главный научный сотрудник лаборатории зрительных систем ИППИ РАН Галина Рожкова.
Впрочем, дискомфорт возникает не только у тех, кто страдает стереослепотой. Как рассказал «Известиям» завлабораторией стереокинематографа Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), легендарный создатель отечественных стереотехнологий Сергей Рожков, в 3D-кино много таких сцен, где возникает противоречие аккомодации (наведения глаз на резкость) с конвергенцией (сведением двух оптических осей для осмотра приближающегося предмета). Мозг испытывает повышенное напряжение от необходимости сохранять экран в фокусе и одновременно осматривать предмет, находящийся как будто перед носом. В результате зритель после просмотра фильма ощущает отчетливое недомогание.
Еще одна существенная причина 3D-дискомфорта — грубые технические ошибки производителей фильма. Как ни удивительно, они часто встречаются в прокатных версиях даже самых известных лент. Их изучают в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа факультета вычислительной математики МГУ. Там утверждают, что один из самых распространенных огрехов при производстве стереофильма — перепутывание ракурсов: правому глазу показывают картинку, предназначенную левому, и наоборот. Образуется обратный параллакс: сцена как бы вывернута наизнанку. В природе подобных изображений не бывает, и потому их «дешифровка» становится испытанием для человеческого мозга.
— Хотя бы пара планов с перепутанными ракурсами попадается практически в каждом фильме, — утверждает старший научный сотрудник лаборатории Дмитрий Ватолин. — Даже в «Аватаре» мы обнаружили одну ошибку подобного рода в сцене длительностью около трех секунд.
По мнению Дмитрия Ватолина, главная причина таких ошибок — не беспечность, а профессиональная деформация восприятия кинематографистов, работающих с 3D. Они во время работы настолько привыкают к динамической стереокартинке, что некоторые проблемы, хорошо ощущаемые неискушенным зрителем, перестают вызывать беспокойство у профессионалов.
К счастью, стойкие привычки и навыки просмотра трехмерных динамических сцен, считает Галина Рожкова, — дело наживное, — и в самом ближайшем времени их в полной мере обретут не только профессионалы, но и большинство самых обычных зрителей. Более того, по ее мнению, стереофильмы должны создавать гораздо меньшую психофизиологическую нагрузку на зрителя, чем обычные двумерные. Просто к 2D-формату мы привыкали с детства, а к 3D еще только адаптируемся.
Источник
Фильмов в формате 3D становится всё больше: технологию активно используют не только зарубежные, но и российские кинопроизводители. Однако у многих зрителей такие картины вызывают дискомфорт и усталость глаз. The Village спросил у врачей и представителей киноиндустрии, с чем это связано.
Мы воспринимаем изображение не глазом: зрительный орган воспринимает только импульсы. В два глаза поступает два варианта изображения, и только потом, уже в мозге, происходит их слияние и формирование образа. Бинокулярное зрение — это процесс нейрофизиологии, то есть восприятия. Нарушение этого восприятия выражается в усталости и слезотечении. Слёзы выполняют защитную функцию. Они смачивают высыхающую роговицу, ведь человек редко моргает, когда смотрит очень интересный фильм.
ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ, хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор:
Просмотр 3D-фильма — это зрительная нагрузка. У человека могут заболеть глаза даже от длительного чтения книги. Кроме того, дополнительное напряжение затылочных долей мозга провоцирует и использование специальных 3D-очков. На одних людей такое напряжение воздействует больше, на других — меньше, это зависит от индивидуальных особенностей. Нельзя говорить, что 3D-фильмы более вредны, чем обычные. Такой вывод можно будет делать только после масштабного научного исследования. Мне кажется, у человека начнёт болеть голова и устанут глаза, даже если он будет долго смотреть 2D-картину. Кроме того, кратковременное нарушение зрения после просмотра 3D-фильма вскоре проходит самостоятельно.
АЛЁНА РОДИОНОВА, офтальмолог, директор по медицине ЗАО «Клиника доктора Куренкова»:
Неприятные ощущения от просмотра 3D связаны не с форматом фильма, а с тем, что у человека уже есть проблемы со зрением. Такие картины могут только вскрыть имеющиеся болезни, но не вызвать новые. Причина может быть в плохом зрении или в психологической непереносимости. Бывает, что людей раздражает и нервирует 3D-изображение, — так могут проявляться проблемы психики. Для зрения просмотр такого кино не вреден.
ОЛЕГ СТЕПЧЕНКО, режиссёр:
Не нужно ругать 3D-фильмы, нужно просто делать их качественно. Такое кино создают с помощью двух камер. Первая снимает прямо, вторая — через зеркало. Механизм, изобретённый стереографом Флорианом Майером, двигает это зеркало. Например, когда при съёмке мы подходим ближе, зеркало специально выгибается, чтобы сохранять ощущение комфорта. Такая технология помогает достичь эффекта, сходного с человеческим восприятием изображения. Во время съёмок фильма «Вий» мы сидели в очках по 12 часов, и у нас не болели глаза.
Это лучшее стерео, которое существует, но я работал и с другими технологиями. В одной из них нужно менять линзы на каждом новом расстоянии. Меняется линза, техника перенастраивается на новое расстояние, и получается комфортное изображение. Если этого не делать, начнут болеть глаза. Чаще всего об этом никто не парится: линзы не меняют, и у зрителей в кинотеатре начинается ломка глаз.
Есть и третий вариант — создание 3D-фильма из 2D-фрагментов. Их отдают компоузерам, которые составляют из частей 3D-картинку. Получается не очень хорошо: 2D искусственно превращают в 3D. Фильмы в этих форматах снимают по разным композиционным методам, в них работают разные законы фокусов. Cмотреть противно.
Источник
Существует ли вообще угроза глазам и здоровью при просмотре 3D-телевизора? Каковы причины происхождения данной проблемы?
К нам поступает много писем с вопросами, возможно ли появление чувства усталости глаз от напряжения после просмотра 3D-телевизора, или же это просто миф. Некоторые стараются просто держаться подальше от 3D-телевизоров из-за закрепившейся за ними недоброй славы, связанной с переутомлением глаз зрителя. Приходилось слышать жалобы на головные боли после продолжительного просмотра 3D TV. На самом деле, доля правды в этом есть.
По правде говоря, 3Д телевизоры не предназначены для всех (производителям ТВ, вероятно, слышать это хотелось бы меньше всего). При использовании любой, даже самой продвинутой технологии 3Д — пассивной поляризации или построенной на принципе задействования очков с активным оптическим затвором, последовательно открывающих и закрывающих оба глаза — имеет место быть так называемая проблема конвергенции (фокусировки зрения). В данной статье мы рассмотрим обе эти технологии.
Что вызывает чрезмерное напряжение зрения и усталость? Обработка сигналов головным мозгом. Глаза пытаются убедить мозг, что они видят трехмерные изображения, тогда как на самом деле это не так. С технической точки зрения это объясняется тем, что глаза вынуждены смотреть на последовательность кадров через линзы, каждая из которых мигает 60 раз в секунду (на 120 Гц телевизоре). Инженерам пришло в голову использовать это мигание для показа каждому глазу своего отдельного изображения, создавая, таким образом, эффект стерео картинки.
Совсем недавно американским научным журналом Journal of Vision были опубликованы результаты исследования, проведенного Калифорнийским университетом в Беркли (частично финансируемого Samsung). Целью исследования было выяснить, какой эффект оказывает на зрителя расстояние, с которого просматривается 3D видеоконтент, и влияет ли это вообще хоть как-нибудь. Изучение этого вопроса показало, что при неправильных сигналах вергенции и приспособляемости глаза устают более сильно. Говоря простым языком, было выяснено, что при нахождении зрителя чересчур далеко от экрана 3D-телевизора, или же слишком близко к нему, усталость глаз ощущалась более серьёзно. Судя по всему, в этом тестировании не проверяли, имеется ли разница между пассивной и активной технологиями 3D. А все дело в том, что мозгу требуется обрабатывать поступающий в него 3D-сигнал и приспосабливаться к расстоянию до экрана. Отсюда следует, что просмотр 3D с правильного расстояния является одним из методов по уменьшению перенапряжения глаз и головных болей. В одной из прошлых статей мы приводили таблицу рекомендуемого расстояния от 3D-телевизора до глаз.
Теперь что до нашего отношения к проблеме быстрой утомляемости глаз. С одной стороны, в глазах может чувствоваться легкое перенапряжение и усталость после просмотра стереокино, но об этом в действительности нечего беспокоиться. Ведь если читать книгу шесть часов подряд, то в глазных яблоках тоже возникнет ощущение усталости. Но они быстро приходят в норму. Многие люди с удивлением для себя обнаруживают, что их глаза способны к продолжительному напряжению и скорому восстановлению после этого. Когда я делал обзоры на телевизоры в 2010 году, то глаза утомлялись сильнее, нежели чем сейчас. Почему так? Очки с активным затвором и передатчики на современных телевизорах синхронизированы лучше. Пассивное 3D даже еще чуточку менее навязчивее в этом плане. В целом, технология становится лучше и совершенней из года в год.
По моему мнению, в первоочередные задачи 3D-контента должно входить более глубокое вовлечение внимания зрителя к происходящим на экране событиям и, в некотором роде, создание иллюзии причастности к ним. Я склонен полагать, что некоторый контент на это вполне себе способен. Поглощают ли 3D-фильмы больше внимание, чем обычные? Да, большинство из них умеют это делать.
Активное vs Пассивное 3D
Исходя из нашего опыта обозревания десятков 3D-телевизоров за прошедший 2011 год, у созданных по технологии активного затвора (Active Shutter) изображение выглядит намного более плавным, с гораздо меньшим размытием и частотой миганий, чем это было с моделями 2010 года. Тем не менее, пассивное 3D хоть и не демонстрирует такой глубины, но нам все же кажется, что оно меньше раздражает глаза, чем активное. Это сугубо наше личное мнение, с которым многие могут не согласиться, но по долгу службы мы проводим много времени, тестируя телевизоры. Так что если основным критерием при выборе ТВ для вас является минимальная утомляемость глаз и хорошее самочувствие, то вам стоит подумать о пассивном 3D вместо активного. И не забывайте соблюдать безопасную дистанцию для просмотра 3D-телевизора, которое сократит возникновение побочных эффектов на изображении.
Также интересно:
Топ рейтинг 3D телевизоров 2011 года
Мы составили список топ телевизоров с 3D 2011.
Как установить и подключить 3D телевизор по WiFi
А также способы установки и подключения 3D телевизоров другими различными способами.
Какой плазменный 3D телевизор лучше — Самсунг или Панасоник?
3D плазма Samsung vs. Panasonic 2010.
Источник
Опубликовано: 7 лет назад
Большинство производителей телевизоров предлагают модели, которые могут отображать стереоскопическое изображение, в миру популярный 3D. Вы можете выбрать из большого количества устройств с активными или пассивными очками. Тем не менее, какая из этих технологий лучше?
Что такое активное и пассивное 3D?
В начале стоит в двух словах описать принцип работы этих двух технологий. В активных очках стекла со слоем жидких кристаллов, которые темнеют, когда через них пропускают электрически ток. В результате за счет синхронизации с нашим телевизором поочередно темнеет левое и правое стекло, и каждый глаз видит свое изображение. Это происходит с частотой 120-200 раз в секунду. Таким образом, у зрителя возникает впечатление от просмотра 3D-изображения
В пассивных очках используется поляризация. Изображения для каждого глаза поляризуются под разными углами и линзы в очках оснащены специальными фильтрами, пропускающий свет поляризованный только под прямым углом. Это позволяет отображать два различных изображения для разных глаз
Преимущества и недостатки обоих решений
Давайте начнем с того, что каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Невозможно четко определить, какие очки лучше, а какие хуже. Это все зависит от предпочтений пользователя. Но есть несколько неоспоримых фактов, которые следует знать, прежде чем купить 3D-телевизор.
Прежде всего, активные очки со встроенной электроникой и питаются от батареи. Таким образом, они более дорогие, чем пассивные модели, которые просто оснащены двумя поляризационными стеклами
Во-вторых, активные очки, постоянно мигают, глаза устают очень быстро и может вызывать головную боль. Люди разные, но некоторым достаточно и минуты, чтобы голова разболелась. С пассивными очками такого нет.
Одним из наиболее важных критериев при выборе 3D-технологии качество изображения. Исследования, проведенные организацией TCO Development (это та, которая выдает сертификаты мониторам LCD) ясно показывают, что в этом отношении выигрывают модели с активным 3D. Наиболее важным фактором, влияющим — это разрешение изображения. Мерцающие очки позволят вам наслаждаться Full HD 1920 x 1080 для каждого глаза. В случае с пассивными очками немного хуже. В этом варианте каждый глаз видит только половину пикселей по горизонтали, так что вы получите видео с разрешением до 1920 х 540
Еще один важный аспект называется эффект перекрестных помех. Это двоение вызвано неточным отделением изображения для левого и правого глаза. TCO Development показали, что этот нежелательный эффект чаще встречается у пассивных очков.
Однако, есть аспект, в котором поляризационная технология лучше. Речь идет прежде всего о яркости изображения. В очках пассивных белый цвет, примерно в 3 раза ярче, чем в очках активных. Это довольно большая разница. Для многих людей это может иметь принципиальное значение.
Что выбрать?
Сравнение активных и пассивных 3D можно суммировать в нескольких пунктах:
-Активные очки стоят дороже
-В пассивных очках не устают глаза и не вызывают головные боли
-Активные предлагают лучшее качество изображения
-Пассивные очки более легкие и удобные
-Активные подойдут только для вашего производителя телевизора (очки от Samsung не подойдут к Panasonic)
Активные очки подойдут людям, которые не чувствуют проблем с уставшими глазами и головными болями (именно поэтому наденьте очки в магазине перед покупкой телевизора)
Пассивная технология, кажется, лучший вариант, если вы хотите смотреть 3D-фильмы с большой компанией друзей — тогда вам не тратить много денег на очки – и можете со своими очками ходить в гости.
Источник